8(906)797-90-02

ПРАКТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВРАЧЕЙ И ОРГАНИЗАТОРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Введение.

Обсуждаемая проблема чрезвычайно актуальна ввиду значимости для медицины и здравоохранения компетенций персонала, владения навыками и освоения знаний в период практической деятельности - long life learning (LLL). Целью статьи является предоставление оценок положения о практике непрерывного медицинского образования и симуляционных методах обучения для врачебных и управленческих кадров здравоохранения.

Результаты и их обсуждение.

Ускорение процессов обновления информации ставит задачи постоянства процесса образования, а традиционная система повышения квалификации один раз в пять лет не отвечает новым реалиям.

В этом плане следует более детально остановиться на современных положениях непрерывного медицинского образования (НМО), применительно к специалистам организации здравоохранения и общественного здоровья: руководителям всех уровней здравоохранения и всех категорий медицинского персонала.

В открытой печати нами предложены расширенные целевые варианты каждой проблемы раздельно : непрерывного медицинского образования (НМО) и симуляционных заданий. Но личная образовательная практика показала, что читателям из специальной медицинской практики необходима объединенная информация о системе НМО, аккредитации и симуляциях. В настоящей публикации изложен сокращенный вариант изложения этих двух проблем в интеграции, специально для целевой аудитории последипломного медицинского образования.

Из официальных документов Минздрава России известно, что непрерывное медицинское образование – это новая форма повышения квалификации медицинских работников и организаторов здравоохранения. Ее отличает непрерывность, использование инновационных технологий (дистанционные, электронные, симуляционные), а также возможность выстраивания персональной траектории обучения (модульный тип) [1]. (http://edu.rosminzdrav.ru).

Инновационная учебная технология непрерывного медицинского образования позволяет поддерживать квалификацию на высоком уровне в постоянном непрерывном режиме пять лет.

Суть ее в том, чтобы на уровне последипломной подготовки необходимо в течение 5 лет набирать по 50 баллов (кредитов) в год, до достижения 250 баллов. После оценки профессионального портфолио обучающегося, с учетом набранных баллов, он получает ре-аккредитацию на следующие 5 лет. Эта процедура вступит в практику с 2021 года. Если сертификат специалиста действителен после 2021г., то сотрудник работает до его окончания, самостоятельно набирая баллы для аккредитации.

Аккредитация – это «экзамен» медицинского работника на соответствие профессиональным стандартам в сфере деятельности здравоохранения. По дефиниции ст.69.1, ФЗ №323 с 2012г., право на осуществление медицинской деятельности даёт медицинское образование и свидетельство об аккредитации. Аккредитация («экзамен») - процедура определения соответствия готовности лица, к осуществлению медицинской деятельности, осуществляемая один раз в 5 лет.

Обсуждение вопросов непрерывного медицинского образования инициировано законами и приказами [2,3,4], обсуждение которых сводится к методическим основам правоприменения в системе дополнительного образования и повышения квалификации. Эти вопросы были ключевым предметом глубоких обсуждений и дискуссий на форуме Росмедобра - 2016 [5]. Учитывая то, что содержание законодательных документов и участие в научно-практических форумах, как правило, остается неизвестным для персонала медицинских организаций высшего и среднего звена, в настоящей статье изложены принципиальные моменты инноваций в образовании.

Для индивидуального ознакомления с порядками введения новой системы непрерывного медицинского образования (НМО) приводятся ссылки на регламентирующие документы. Следует отметить, что положения и принципы системы переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров советских времен хорошо известны и принципиально не менялась до настоящего времени.

Изначально, вопросы непрерывного образования и аккредитации, были поставлены в Федеральном законе об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (2011) [6] и Федеральном законе об образовании в Российской Федерации (2012) [7].

В этих документах порядки и сроки совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками, включая специалистов организации здравоохранения и общественного здоровья, профессиональных знаний и навыков определены посредством обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных организациях. Совершенствование медицинскими работниками профессиональных знаний и навыков осуществляется в виде повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки. Как видно, для работодателей и работников важен момент реализации этих форм образования, которые проводятся, как в виде отрыва от работы, так и с частичным отрывом от работы, и по индивидуальным формам обучения.

Для медицинских работников практической сферы здравоохранения наиболее важно то, что с понятием непрерывного медицинского образования вводятся важные организационно-методические положения в виде обучения на основе дистанционных образовательных технологий (далее – «ДОТ») [1,2.3.4]

Дистанционное обучение (образование) ДО– подразумевая под ним набор процедур, методов и форм организации учебного процесса (distant teaching – деятельность преподавателя и distant learning – деятельность обучаемого) в рамках пространственного разделенного единого процесса дистанционного обучения) Distance Education – DE.

Удобная форма обучения для медицинского персонала содержит трудоемкие моменты для преподавателей по разработке учебно-методических материалов и тестов для контроля знаний. Кроме того, значительная трудоемкость содержится в необходимости подготовки материалов для освоения практических навыков, т.к. называемых симуляционных заданий.

Как для преподавательского корпуса, так и для медицинского персонала, требуется приобретение определенных навыков по составлению и умению работать с электронными образовательными ресурсами, наличия приборно-компьютерных систем, интернет-ресурсов, телемедицинских технологий [1,8].

При этом, НМО ставит определенные задачи перед работодателями, которые должны создать условия обучения персоналу на рабочем месте, а также оплаты по специальной линии ОМС, освобождение от работы в период образовательной деятельности.

Слушатель должен быть способным самостоятельно изучить и выполнить последовательно от модуля к модулю все процедуры самообучения, освоить учебные материалы, практические задания, выполнить промежуточные тесты. Завершается обучение обязательной итоговой аттестацией (тестированием) и оценкой практических навыков путем выполнения симуляционных заданий, на которых необходимо остановиться специально.

Задачи для специалистов, обучающихся по программам организации здравоохранения и общественного здоровья, определены планом мероприятий («дорожная карта») Министерства здравоохранения РФ по формированию системы подготовки и повышения квалификации административно–управленческого персонала государственной и муниципальной систем здравоохранения [8].

Документ разработан Минздравом России во исполнение подпункта «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и в целях реализации подпрограммы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года №2511-р.

Развитие системы непрерывного профессионального образования должно обеспечивать процесс формирования модели подготовки управленческих кадров по вопросам организации и управления здравоохранением, основанной на оптимальном балансе компетенций и учитывающей потребности российского здравоохранения [9.10]. Следует подчеркнуть, что специалисты организации здравоохранения и общественного здоровья высшего и среднего звена, составляют неотъемлемую часть лиц, обозначенных в приказе, как «осуществляющих медицинскую деятельность»!

Документами законодательного характера также установлена процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской либо фармацевтической деятельности, т.е. аккредитации. Аккредитация проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения лицом профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет. Программы первичной переподготовки (свыше 500 ак.час.) и сертификации (144 ак.час.), ординатуры по общественному здоровью и здравоохранению, являются базовыми профессиональными образовательными программами отрасли здравоохранения. Следовательно, должны быть созданы профессиональные аккредитационные комиссии с обязательным привлечением к их деятельности работодателей, как правило, главных врачей.

При подготовке или при организации процедуры аккредитации, следует руководствоваться положением названного Приказа Минздрава России [10], в котором отмечается, что аккредитация специалиста проводится в отношении следующих лиц :

- завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, высшего фармацевтического образования, среднего медицинского образования, среднего фармацевтического образования, иного образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

- завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка), а также лиц, получивших образование на территории иностранного государства;

- завершивших освоение профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.

Для отработки практических навыков и их оценок в ходе аккредитации клиницистов разработано технологичное симуляционное оборудование, созданы и приобретены приборы, протоколы, соответствующие новым требованиям аккредитации и оценкам практических навыков. Наряду с этим, для специальности организации здравоохранения и общественного здоровья нужны разработки симуляционных, на основе компьютерных прикладных программ, ситуаций, кейсов, стандартных алгоритмов управленческих решений, электронных автоматизированных моделей управленческих и организационных действий менеджера [11.12,13]. В работе специалистов общественного здоровья, организации здравоохранения и медицинского страхования отсутствуют действия физического характера, которые можно трансформировать и моделировать в реальные технические имитации.

Препятствия разработки симуляционных заданий для развития профессиональных управленческих компетенций в управлении здравоохранения находятся в области трудностей получения «доказательности» результатов принятия того или иного управленческого решения.

Первый опыт наших разработок таких симуляционных заданий представлен в учебном пособии «практикум по организации здравоохранения и общественного здоровья», которое рекомендовано УМО для медицинских вузов (ФИРО) и недавно вышло в печати [8]. Суть симуляционного задания – анализ и оценка проблемы, взаимосвязи факторов и условий, как основы для принятия управленческих решений по оптимизации здоровья населения и здравоохранения. Для этого предлагаются рекомендованные нами алгоритмы симуляционных методик образования в сфере общественного здоровья, здравоохранения и медицинского страхования.

Симуляционные задания представлены в виде проблемно сформулированным вопросов, на которые должен быть дан аргументированный (или по выбору) ответ. Специальные задания для анализа показателей общественного здоровья и здравоохранения, рисунки, таблицы, для формирования навыков оценки представленных ситуаций состояния здоровья, здравоохранения или работы медицинских организаций.

Более сложные задания содержатся в кейсах, результатах деятельности медицинской организации, страховых медицинских организациях, фондах обязательного медицинского страхования, организациях обеспечения санэпидблагополучия, негосударственных медицинских организациях.

Практически значимыми формами симуляций в подготовке специалистов здравоохранения являются стажировки на рабочем месте и наставничество (менторинг). Стажировка слушателя в конкретной должности или метод наставничества [8,11,12], пока представляется сложным для практической реализации в здравоохранении. Наставничество, наряду со стажировкой, практически не распространено в практике здравоохранения в медицинских организациях. Здесь важен момент, подбора наставника, его подготовка к ведению работы со стажером (в известной мере, ординатором) или занимающим определенную должность сотрудником.

Симуляция или имитация в учебном процессе организации здравоохранения и общественном здоровье приближает учебную симуляцию к профессиональному процессу управления, включая электронные интерактивные формы обучения.

Для прохождения первичной специализированной аккредитации или периодической (вторичной - реаккредитации) аккредитации, кандидатом представляются документы, подтверждающие профессиональные рост и статус.

Процедура первичной аккредитации специалистов с 2016 году по требованиям Минздрава России, включает этап оценки квалификации работника:

Тестирование - для оценки сформированности знаний и умений, необходимых для выполнения трудовых функций (ТФ) (профессиональные стандарты - ПС, (ФГОС)) и освоения профессиональных компетенций (ПК).

Оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях - для определения владения выпускниками практическими навыками профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта (ПС).

Процедура первичной аккредитации специалистов с 2016 году по требованиям Минздрава России, включает три понятных этапа оценки квалификации работника : тестирование - для оценки сформированности знаний и умений, необходимых для выполнения трудовых функций (ТФ) (профессиональные стандарты - ПС, (ФГОС)) и освоения профессиональных компетенций (ПК).

Решение ситуационных задач и собеседование, заключительный этап для общей оценки освоения выпускниками трудовых функций профессионального стандарта и готовности к продолжению работы в определенной должности.

Интерактивный характер бизнес-симуляций предоставляет широкие возможности слушателям получать и развивать свои первичные навыки и компетенции по управлению организацией, клиническом менеджменте, построение стратегий, решение тактических и операционных заданий диагностики и лечения, — то есть научиться делать то, что можно усвоить только в практической деятельности [13,14].

Для реаккредитации представляется отчет за последние пять лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков (далее - портфолио): копия сертификата специалиста (при наличии) или свидетельства об аккредитации специалиста (при наличии); копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии; копия трудовой книжки (при наличии).

Предложения.
Для освоения технологии НМО уже сейчас можно попробовать пройти тестирование и зарегистрировать себя в личном кабинете на портале НМО : «Методический центр аккредитации» на базе Первого МГМУ имени И.М. Сеченова (тесты http://fmza.ru/). Это позволяет каждому специалисту оценить уровень своей подготовки путем прохождения репетиционного экзамена. Количество репетиционных попыток не ограничено.

Методический центр аккредитации использует специально созданный Интернет-ресурс, материалы которого находятся в свободном доступе, и могут быть открыты по ссылкам, размещенным на сайтах Минздрава РФ (http://www.rosminzdrav.ru/akkreditatsiya-spetsialista) и Первого МГМУ им. И.М.Сеченова (http://www.mma.ru/education/aakr/), http://edu.rosminzdrav.ru.

Следует подчеркнуть, что пока действует обновленная программа, по которой 144 ак.ч. распределены следующим порядком :

=108 ак.ч. реализуются образовательной организацией (не менее 50% с использованием дистанционных технологий),

=36 часов - за счет образовательной активности, предоставляемой медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по специальностям.

Из указанных 36 часов :

=16 часов набираются путем участия в аудиторных (конференции, семинары, мастер-классы и т.п.) или онлайн (вебинары, интернет-лекции,) учебных мероприятиях,

=20 часов – для самостоятельного изучения электронных учебных модулей.

В период 2021 года общая трудоемкость индивидуального плана обучения составит не менее 250 академических часов/ЗЕТ с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов/ЗЕТ, набранных за счет 36 ак.ч. программ непрерывного образования и 14 ак. ч./ЗЕТ за счет освоения образовательных мероприятий (1 ЗЕТ равен 1 академическому часу).

 

Литература

1.http://edu.rosminzdrav.ru

2.Приказ Министерства здравоохранения РФ от 25 февраля 2016 г. N 127н "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов"

3.Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2016 года N 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов"

4.Приказ Минздрава России 03.08.2012 № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»

5.VII Международная конференция и выставка «Росмедобр-2016» : инновационные обучающие технологии в медицине. 29-30 сентября 2016. Москва.

6.Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

7.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

8.Денисов И.Н., Кича Д.И., Фомина А.В., Саурина О.С. Практическое общественное здоровье и здравоохранение. Учебное пособие. М. МИА. 1916. 457с.

9.Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2013 г. №614-р Об утверждении комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» (подпункт «г» пункта 2) Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать до 1 мая 2013 года комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.

10.Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 июня 2015 года N 328 "Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций".

11.Кича Д.И., Фомина А.В., Макарян А.С., Пачгин И.В., Иваненко А.В., Луговой В.Е. Формирование компетенций организаторов здравоохранения в ходе дополнительной профессиональной подготовки. Электронный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». – 2013 – № 6 (34) – С.141-142.

12.Стародубов В.И. Управление персоналом организации: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 1104с.

13. Абрамов А.Ю., Кича Д.И., Фомина А.В., Коновалов О.Е., Рукодайный О.В., Макарян А.С., Пачгин И.В., Иваненко А.В. Непрерывное образование и аккредитация специалистов в организации здравоохранения и общественного здоровья. Вестник РУДН. Серия: Медицина. –М. 4. 2016. –С.127-134.

14. Jackson, J. R. (1959). Learning from Experience in Business Decision Games. California Management Review, Vol. 1, No. 2, pp. 92-107.

 

Документы для скачивания

 

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ МЕНЕДЖМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
скачать

Непрерывное образование и аккредетация специалистов организации здравоохранения и общественного здоровья
скачать

Университетская клиника «РУДН-НИАРМЕДИК»- потенциирование развития
скачать

Современная система организации непрерывного медицинского образования в косметологии и дерматологии в РФ в 2016г
скачать